Геймплей
В отличие от Total War: Attila, на которой технически основана Total War Saga: Thrones of Britannia, игра приобрела ряд характерных изменений.
Система набора отрядов. Набор новых отрядов осуществляется мгновенно, без наличия военных зданий, и теперь не нужно один или два хода, чтобы новые отряды появились в армии игрока. Однако отряды рекрутируются изначально только в численном составе 25 % от полного их количества. Чтобы получить полный отряд, необходимо пополнять его на своей территории, территории союзника или вассала. Таким образом, по словам разработчиков, данная система найма отрядов позволяет имитировать процесс формирования армии более реалистично, так как для подготовки и оснащения новобранцев требуется определённое время. Также в системе набора отрядов отсутствуют наёмники, кроме некоторых отрядов у гэльских фракций. Таким образом разработчики отразили исторический факт наличия в ирландских армиях того времени викингов.
Система провинций. Провинция делится на 4 или 5 регионов, где город — столица провинции — имеет стены, гарнизон от зданий и слоты для строительства, а малые поселения имеют только одно здание, один или вообще ни одного слота для строительства и не имеют гарнизонов от зданий. В данном ключе система представляет собой гибрид между провинциями из игры Total War: Shogun 2 с ресурсными строениями, вынесенными за стены основного поселения, игрой Total War: Rome II и поздними играми, которые позволяют управлять каждым малым поселением независимо. Это значит, что подавляющее большинство построек, которые дают игроку пищу и доход, существуют за пределами безопасных стен главных поселений. Таким образом, малые поселения фактически беззащитны.
Отсутствие агентов. Как утверждают разработчики, они изучили много отзывов об агентах в предыдущих играх и решили передать одну часть их функций полководцам, а другую — зданиям. Таким образом, например, в Total War Saga: Thrones of Britannia отсутствует туман войны, присутствующий в прошлых играх серии.
Древо технологий. По размеру, в отличие от прошлых игр серии, древо технологий стало заметно меньше, но имеет больше ответвлений, которые будут появляться по мере его исследования. Теперь технологии могут быть доступны не по факту изучения предыдущей технологии, а лишь после выполнения некоторых условий.
Система персонажей. Разработчики отказались от системы окружения персонажей (состоящей из предметов и свиты), которая присутствовала в Total War: Attila, и разработали систему последователей. Последователи персонажа, по сути, являются той же свитой, но имеют более серьёзное влияние на персонажа через свои навыки, которые можно улучшить (у каждого последователя пять уровней). Кроме того, разработчики отказались от системы лимитов на количество полководцев, которые одновременно могут находиться на стратегической карте кампании, а также от древа навыков персонажа, заменив его на систему последователей.
Графический стиль. Графическое оформление было создано в новом 2D-стиле, разработанном специально для Total War Saga: Thrones of Britannia. Этот стиль основан на артефактах той эпохи типа рунных камней, резьбы в церквях, иллюстрированных манускриптов и металлических изделий. В частности, резьба на рунических камнях из церкви Хиллестад, содержащая историю Сигурда Змееглазого, частично вдохновила разработчиков при создании карточек отрядов, видеороликов и изображений для событий длинными худыми лицами персонажей и очевидным скандинавским стилем. Разработчики подчеркнули этот стиль металлическими текстурами и ярким цветным освещением, чтобы придать изображениям и сценам динамичность и вдохнуть в них жизнь[16].
Боевой пыл. Прообразом данной механики служит модификатор усталости от войны из дополнения «Эпоха Карла Великого» к игре Total War: Attila. В случае военных неудач игрок получал существенные штрафы к общественному порядку в провинциях и к сплочённости в войсках. В Total War Saga: Thrones of Britannia данная система была существенно переработана сразу в двух противоположных направлениях. Если игрок продолжительное время не находится в состоянии войны с какой-либо фракцией, то срабатывает модификатор «общественного мнения» местного населения и игрок начинает получать штрафы, то есть народ хочет войны. То же самое происходит и в случае затяжной войны — народ устаёт от неё.
Еда. Механика пищи проработана более глубоко по сравнению с Total War: Attila. Теперь пищу потребляют и отряды.
Снабжение войск. Каждая армия имеет индикатор снабжения, который повышается, когда армия находится в состоянии грабежа или на дружественной территории, и понижается, когда находится на враждебной или нейтральной территории. При полном снижении индикатора снабжения армия начинает нести небоевые потери.[18] Прообразом данной механики служит механика сплочённости армии, присутствовавшая в игре Total War: Attila.
Религия. Религиозная механика игры, присутствующая в Total War: Attila, отсутствует. Как утверждают разработчики, это связано с тем, что на Британских островах отсутствовало сильное распространение язычества в связи с нашествием викингов, и последние, в конечном итоге, обратились в христианство.
Санитария. Данная механика игры, присутствующая в Total War: Attila, отсутствует. (Но присутствует в Рим 2 Расколотая Империя)
Засады. Данная механика игры, присутствующая в Total War: Attila, отсутствует. Как утверждают разработчики, это связано с тем, что источники того времени, описывая самые крупные сражения, не указывают на их «засадный характер», а также с тем фактом, что засадные битвы в Total War: Attila составляют всего лишь 0,05 % от общего количества сыгранных игроками битв.[12]
Эдикты. Данная механика игры, присутствующая в Total War: Attila, отсутствует. Как утверждают разработчики, это связано с тем, что теперь политическая ситуация в провинции зависит исключительно и только от личности губернатора.
Традиции армии. Данная механика игры, присутствующая в Total War: Attila, отсутствует. Как утверждают разработчики, это связано с тем, что упор сделан на полководцев и их личности, которые дают возглавляемой армии какие-либо бонусы.
Империум. Данная механика игры, присутствующая в Total War: Attila, отсутствует.
Стратегическая карта
Стратегическая карта Total War Saga: Thrones of Britannia в 23 раза больше карты Британских островов из гранд-кампании в Total War: Attila, что делает эту карту самой детализированной версией Британских островов, представленных в серии Total War когда-либо. Вся же карта сопоставима с размерами карты гранд-кампании в Total War: Attila.
Работа с картой с таким уровнем масштабирования позволила разработчикам использовать реальную карту высот местности как базис для построения карты высот как для карты кампании, так и тактических битв.