Gennadius
Цитата
А сам-то как думаете? Я целиком на стороне Барфилда и Крадина: "можно завоевать полмира, сидя на коне. Но нельзя сидя на коне управлять тем, что завоёвано" (чья-то глубокая мысль).
Что касается хунну, то я склоняюсь к точке зрения Барфилда-Крадина.
Цитата
Да какое там, на хрен, государство у хуннов! Просто "контролируемая территория для выпаса скота". Аналогия весьма спорная, но всё же: оседлые ирокезы уже в 18-м веке плотную приблизились к чему-то вроде прото-государства. По крайней мере, создали весьма прочный союз родственных племён. Чисто кочевые племена Великих Равнин по многим критериям военного дела и материальной культуры по крайней мере не сильно уступали ирокезам. Но у них даже союзы племён (очень аморфные и непрочные) сложились ( да и то - только ввиду угрозы завоевания их земель белыми)лишь в середине 19-го века.
Синхронные примеры: скифы, саки, сарматы. Всё почти в точности как у Хунну, но никакой государственности не было и в помине. Почему мы должны считать хунну умнее и способнее сарматов?

Да потому что хунны лупили сарматов/аланов как сидоровых коз. А попались бы ирокезы, отлупили бы и ирокезов. И дело тут не только в типе луков и в более совершенной тактике, а в существовании у хунну Степной Империи. А чем она отличается сильно от того что было у ирокезов/сарматов/скифов? Властью. Власть шаньюя во время войны была Тоталитарной. Первый закон, который издал Маодунь и который неизменно прошел через все кочевые империи Евразии гласил: За неявку на войну одно наказание -- смерть. За неисполнение приказа --смерть. У ирокезов можно было прямо с похода просто уйти домой, то же самое у скифов и у сарматов, никакой дисциплины, а у хунну была железная дисциплина. Поэтому они всех и били. Помните историю с конем Маодуня?
Цитата
Кстати, а Ноин-улинские находки хуннского оружия и проч. - это какое время?
Первые десятилетия 1 в н.э. Материалы по Ноин-Ула, жалко, фотографии не цветные, но советую при реконструкции облика шаньюя ориентироваться именно на эти артефакты. И ни в коем случае не обращайте внимание на китайские рисунки 14-18 вв, изображающие хунну. Одни фантазии.
To view the link Register
Цитата
А по-разному! Думается, что имели место быть признаки как иранцев, так и прото-монголоидов. У меня вообще есть подозрение, что и хунну, и древние тюрки нечто вроде "синтетических наций". Ну, полиэтнические - для точности.
Да, именно об этом сейчас говорит и Полосьмак. Но вопрос остается о аристократии хунну и об их исконнем языке.[
Цитата
Разрез глаз "чисто" монголоидный, с эпикантусом. А нос - ну явно "иранский".
Мда? А вы носы майя видели? Вполне себе орлиные. А ведь монголоиды. И эпикантусом

Монголоиды, они тоже разные бывают.
Цитата
Вопрос к тем, кто в теме: есть находки искусственно деформированных черепов у хунну в районе их "хоумленда" - Монголии, Ордосе, Забайкалье? Или в Восточном Туркестане? Особенно интересует период рубежа эр.
Есть. Реконструкция облика женщины-хунну, выполненная в Мюнхене. И с искуственной деформацией черепа.
Laszlo
Цитата
Это среднеазиатская традиция. Насколько я заметил существовала у ираноязычных народов.
Это общечеловеческая традиция, которая существовала повсюду. Поэтому никаким маркером служить не может. Это как имя розы, которое обозначает все и ничего. Например, искуственную деформацию практиковали древние майя, да и современные тоже. Во 2-3 вв н.э. ее практиковали племена Южной Кореи, вполне себе монголоиды. Так что видеть в этом иранское влияние.. А зачем, собственно? Хунны вон, хронили умерших под курганами в гробах либо колодах в срубе, типично иранская традиция. Вся культура хунну и так пронизана иранским влиянием.